В Ex Libris прошла очередная встреча в рамках проекта «Супер-бабушка»
30 октября Ex Libris в рамках проекта «Супер-бабушка» провёл очередную встреч...
30 октября Ex Libris в рамках проекта «Супер-бабушка» провёл очередную встречу с участием Алины Мережановой — на этот раз центральным событием стал вебинар председателя правления НРОО «Институт материнства «Кораблик Детства» Татьяны Уставщиковой.
Среди важных тем, затронутых в этом относительно небольшом, но ёмком выступлении, мы в первую очередь выделили такие:
Идея разумных ограничений. Тема ограничений самого разного рода всегда популярна у родителей, прежде всего мам, а так же бабушек (дедушек — в меньшей степени). Ограничения, конечно, должны быть. В конце концов, «цена вопроса» здесь очень высока: это жизнь и здоровье ребёнка.
Однако ограничения вторичны по отношению к главному вопросу создания «пространства развития» ребёнка.
И это была другая тема выступления: первичности создания «пространства для развития» в течение всего периода детства.
Ребёнок исследует мир — и задача родителей, а так же бабушек и дедушек, направлять ребёнка в этом исследовании, в этом поиске возможностей и ресурсов мира, которые и изучает ребёнок.
Ограничения в данном случае — часть процесса познания мира; вначале они связаны с угрозами его жизни и здоровью, а затем всё больше и больше связаны с социализацией маленького человека.
В развитии ребёнка крайне важен контакт с ним. Физический, тактильный контакт прежде всего. Однако нельзя забывать о контакте и эмоциональном, и интеллектуальном.
И всё же базой, основой является контакт именно физический.
Ребёнок физиологически нуждается в том, чтобы с ним говорили, чтобы его держали на руках, обнимали, гладили, ласкали.
В будущем это обернётся психическим здоровьем и высокой самооценкой.
Ещё одной из рассмотренных тем была тема игры; кстати говоря, игра хороша даже и тем, что ограничения являются частью всякой игры — так что вопросы исследования мира и ограничений в игре сливаются воедино.
Спрашивать у ребёнка разрешения на контакт... Эти слова Татьяны Уставщиковой, по сути, революция в отношениях с ребёнком.
Ведь взрослые зачастую относятся к детям, своим и чужим, в каком-то смысле как к котятам: они склонны умильно брать их на руки, теребить, гладить, тискать — не обращая внимания на то, что ребёнку не всегда приятны эти непрошеные вторжения.
И спрашивать разрешения у ребёнка... Наверно, для многих это нелепо, неправильно. «Он же (она же) маленький, какое ещё разрешение у него нужно спрашивать?». И: «мы так можем очень далеко зайти, в этих разрешениях».
Однако такой подход, очевидно, не для всех. Но для кого-то он может стать откровением...
При этом, самое важное, сам вопрос «непрошеных вторжений» является частью гораздо более широкого: формирования у ребёнка своего «личного (неприкосновенного) пространства», того, что в английском языке называется словом «прайвиси» — и чему до сих пор нет аналогов в русском языке.
После просмотренного вебинара у участников встречи состоялась оживлённая и продолжительная дискуссия по всем затронутым темам — и здесь не было равнодушных.