Интервью: Вадим Филиппов

Интервью с тренером по го. Материал приурочен к открытию клуба

В конце этого месяца в Выксе планируется открытие го-клуба. Мы взяли интервью у Вадима Филиппова — тренера в данной дисциплине, чтобы вы узнали — что такое го с точки зрения игры, спорта и его опыта. Часть 1.

Расскажите, пожалуйста, как вы познакомились с игрой го?

С игрой го я познакомился в 12 лет, когда стал кандидатом в мастера спорта по шахматам, родители подарили мне детский, учебный комплект, 13×13 — это уменьшенная доска, которая продавалась в советское время в магазине детский мир. К набору прилагался тоненький самоучитель по игре, однако, правила были написаны совершенно непонятно и я отложил эту затею на целых 8 лет.
В 20 лет я познакомился с этим спортом во второй раз: я привёз детскую сборную на командный чемпионат в спорткомплекс Олимпийский и там, в зале ожидания, играл мой будущий учитель Рустам Сахабутдинов с известным корейским игроком господином Ли Хёком. Мне повезло сразу познакомиться с двумя топовыми игроками, они пригласили меня в клуб и я согласился заехать из любопытства, в шахматы я тогда уже сам профессионально не тренировался, а только учил. В этом же клубе меня обыграл ребёнок и я начал тренироваться в го, чтобы обыграть его. После него был следующий соперник, которого мне захотелось переиграть и следующий. Вот так меня это затянуло.

Вы уже много лет в этом спорте, сохранили ли вы интерес к этой игре, что заставляет вас возвращаться к ней?

На этот вопрос на самом деле мало кто сможет ответить, что-то в этой игре есть притягательное. То есть цепляет абсолютно любого человека, конечно, здесь присутствует как в любых видах спорта соревновательность, система достижений, фан-база у сильных игроков, которая тоже поддерживает интерес, при этом игра достаточно простая по правилам, но достаточно сложная в освоении и достижении высокого уровня. Задачи, загадки, которые есть в этой игре — не надоедают. Может быть, это связано с тем, что процесс игры сродни медитации. Поэтому соревновательность и состязательность, являются основными параметрами, стандартные, так скажем, ловушки для спортсмена.

Похоже ли го на современные настольные игры? Играете ли вы в них?

На современные скорее нет, но игра точки очень похожа на го, в советское время в нее играл каждый, сейчас есть целая федерация точек. Они в чем-то похожи: две стороны, одинаковая цель, очередность, комбинации. Игра го относится к играм с открытой информацией, таким как шахматы, шашки, рэндзю, сянци. А вот в социальном плане игра очень похожа на настолки, есть клубы по интересам, в них собираются люди, чтобы попить чай, отдохнуть, играя с друзьями. Это свободное общение и исследование.

Какие мифы и предубеждения есть касательно данного спорта?

Распространён стереотип, что игру придумал правящий класс, потому что в ней много стратегической составляющей. Однако, го придумали люди, которые занимались медитацией, отдыхом, скорее всего в Даосском монастыре.
В современном же мире есть такое заблуждение, что го может научить бизнесу, эта философия, что игра учит видеть, это немного не так. Го помогает развить определённые навыки, стратегическое мышление которое потом можно применять в других сферах жизни.
Ну и конечно есть главное предубеждение — что го сложная игра. В го играют абсолютно все, я даже так скажу: интеллект тут не главное, здесь немного другое. Главное, у нас самодисциплина, благодаря которой и достигают высоких результатов, не только в игре. Го — для всех, заниматься никогда не рано, начинать никогда не поздно.

Игра обладает спокойным темпом, но как это бывает в спорте: ставки высоки, участники нервничают, случаются ли казусы во время турниров?

Го может быть неторопливой игрой, правда сегодня игрокам не дают много времени на ходы. Темпы игры выросли примерно в пять раз по сравнению с прошлым веком, времени на игру дается меньше. Неторопливая она с точки зрения того, что медленно развиваются события, но это обманчивая неторопливость, если игрок опоздает с первым шагом, то ему нужно будет отыгрывать отставание.
Я, расскажу пару историй, у нас был случай: топ-игрок надолго задумался во время оценки позиций, он настолько увлёкся, что в какой-то момент поднял абсолютно рассеянный взгляд, и спросил у всех: а каким цветом я играю? Забавно, то, что это не единичный случай, абсолютно все игроки однажды забывали в момент анализа игры, каким цветом они играют. На высоком уровне игроки перестают думать о стороне как о своей и чужой и рассматривают игру как объект исследования.
Второй случай: партия закончилась с результатом, где один игрок выиграл больше 400 очков. Всего на доске 361 пересечение, чтобы набрать больше этого количества, нужно сделать что-то необычайное, то есть специально отдавать камни, а соперник просто будет их забирать себе и ничего не делать. Почему-то соперник решил не звать судью, чтобы остановить этот суицид и спокойно играл до конца, пока его сопернику не надоело убивать свои собственные камни. Это, наверное, самый большой отрыв, большая победа среди топовых игроков.

Какие самые запоминающиеся партии в го вы сыграли или видели?

Есть очень много легендарных партий, но вот что сразу приходит на ум: это четвёртая партия матча Ли Седоль против искусственного интеллекта AlphaGo. Ли Седоль выиграл, когда уже никто не ожидал победы, этому даже посвящена страница на Википедии. Название Божественный ход Ли Седоля, потому что в этой партии он вышел за пределы возможностей человека и сыграл на божественном уровне.
Из своих партий я сейчас вспоминаю историю, как я проиграл пол очка в партии, выиграв которую я бы мог стать шестым даном. Я бы смог выполнить норматив и подняться с четвертого дана, если бы не сделал три зевка. В конце меня отделяли от победы пол очка. В итоге это оказалось разницей между мастером спорта и гроссмейстером, такие партии запоминаются больше всего.

В каком состоянии находится профессиональное сообщество при текущей закрытости России?

Мы можем называть нашу спортивную федерацию профессиональной, просто за отсутствием профессиональной организации как таковой. Если говорить в целом, у нас только футбол можно назвать профессиональным. В этом смысле у нас даже шахматы не профессиональные. Зарабатывают с призовых только топ-10, все кто находится ниже — для дохода ведут школы, занимаются иной деятельностью помимо игры.
Когда нас лишили доступа к европейским чемпионатам, мы фактически остались играть внутри своей страны с дружественными государствами, сейчас пытаемся наладить взаимодействие с Китаем. В итоге это привело к тому, что выиграть чемпионат России сложнее, чем Европы, чтобы стать профессионалом в Европейской Федерации го, в принципе, с небольшой вероятностью сейчас, даже моего уровня мастера спорта достаточно.
Первое время мы испытывали сильное давление на международном уровне. Кроме этого российских игроков преследовали в интернете на серверах для игры. А мы посмотрели вокруг: игроки по силе у нас не уступают — значит проводим российские турниры. Го начал развиваться быстрее, потому что силы больше не распыляются, к тому же мы активно взаимодействуем с китайскими игроками.

Философия игры гласит: высшее мастерство — это победить, не обнажая меча, согласны ли вы со столь благородной философией?

Если ты получаешь победу, не прилагая к этому усилий то вообще сложно представить что-то лучше. Однако, в го не получится победить не играя, для этого нужно противостоять. Чтобы избегать схватки для победы, нужно обладать серьёзным перевесом в понимании игры.
Наконец — это просто невозможно. Соперник атакует тебя в открытую, ты либо отдаёшь, либо ты оказываешь в этот момент сопротивление. Вы за доской, два абсолюта, над которыми нет закона, вы своими ходами можете делать что угодно.
Есть такая традиция, когда сильный игрок проигрывает: он ищет способ сдаться красиво. Все понимают его положение, значит, остается надеяться только на ошибку соперника, если этот вариант проваливается, то он с огромными потерями сдаётся. Борьбы не избежать.

Игра го учит, что слабый может победить противника сильнее в 10 раз, при должной стратегии без кровопролития, близка ли вам эта философия?

Силу игрока можно измерить также как в шахматах — цифрами: если игрок сильнее, то у него есть большая вероятность победы. Слабый игрок в любом случае может выиграть более сильного и выигрывает, если статистика говорит один раз из десяти — то он один раз из десяти будет побеждать, здесь просто сработает теория больших чисел.
Вот какую стратегию нужно использовать против сильного игрока, по моему мнению: лучше всё закончить одним ударом. Если мы растянем бой на много ударов: два из десяти мы попадаем, но все равно проиграем. Нам нужно выиграть 100% этих ударов, это значит, что нам нужно создать позицию, в которой мы либо полностью уничтожаем противника, либо мы проиграем за одну комбинацию. Мы должны будем выиграть короткий рывок, вместо большой дистанции, где статистика работает против нас.

Почему стоит играть в го при ее невысокой мобильности? Она уступает другим играм в этом смысле?

На этот счет у нас даже есть шутка: почему шахматы развились больше — шахматист может поднять 20 наборов и принести их с собой в парк, а набор го тяжелее, обычный мастер спорта может унести максимум 3 набора, поэтому го несколько медленнее развивается. Но это конечно просто шутка, сейчас есть замечательные наборы из кожзаменителя, которые могут сворачиваться, камни тоже легкие, можно нести даже в кармане. Го широко представлено на мобильных платформах, в телефонах легко можно играть с программой, в этом смысле го сейчас никак не уступает шахматам.

Игру часто сравнивают с шахматами или ставят их в один ряд, но шахматы гораздо популярнее го, как вы считаете — почему? Справедливо ли это сравнение?

Я играю в шахматы и в го на достаточном уровне, чтобы провести сравнение. Есть много похожего: это две настольные игры с открытой информацией; в этих играх есть теория, по которой написаны книги; у них есть дебюты, варианты и задачи. Абсолютно всё одинаково, даже схема тренировок в шахматах и го одинакова. Мы играем, решаем задачи, есть теоретическая часть, которая развивается. Помимо этого, мы участвуем в чемпионатах, у нас есть чемпионы мира, рейтинг, разряды, кубки, медали, клубы.
Но есть и отличия. Если шахматы окончательно сформировались в Европе, то го всё-таки китайская философия и китайская культура. Я считаю, что го ближе к искусству, а шахматы ближе к логике. Этому есть свое доказательство: в шахматах играя на любом уровне, ты проиграешь, если провалишь комбинацию, в го этот же момент наступает примерно на уровне шестого любительского дана.

Чем больше правил — тем меньше свободы, шахматы сложнее го по правилам, но в вашей дисциплине больше свободы в выборе действий и приходится учитывать большее количество аспектов. Молодые люди быстро вникнут в игру, но не будет ли высокого порога вхождения при соревновании с более опытными противниками?

Когда у нас много возможностей и мало ограничений, нам сложно заниматься отсечением лишнего, оставив главное. Только вот большой выбор дает нам возможность действовать и двигаться, в этом смысле правила го можно сократить вообще до двух (правило окружения и запрет на повторение позиции). По факту — мы обучаем людей примерно за 30 секунд, после чего они играют полноценную партию. В шахматы действительно надо будет потратить несколько занятий, тем самым порог вхождения находится выше.
А что касается сложностей с более опытными игроками, их не возникнет, потому что начинающие просто проиграют. В шахматах будет то же самое. Го игра в этом плане более азартная, потому что в шахматах мы можем быстро понять, кто лидирует. А если рассматривать любительский уровень го, игроки до конца игры могут не понимать кто победит. И результат станет известен только когда посчитают очки. Это помогает сохранить интригу.
Стать более сильным игроком в го легче, чем в шахматах, учебного материала меньше, но, по моему мнению, его структура гораздо лучше. В нём больше последовательности, хорошо расписана система и в ней не так много противоречивых условностей, как в шахматах.

Люди больше обращают внимание на современную культуру, почему стоит обратить внимание на такую древнюю игру в мире быстрого контента и короткого внимания?

Го нельзя назвать старой — подход меняется и сейчас она стала достаточно молодой, в том числе, потому что это связано с искусственным интеллектом. Нейронные сети учатся играть в го, с этим связано много интересного: как они обучаются и тренируются. Есть еще одна вещь, которая у всех на слуху. По одной из версий qr-код был придуман японцем во время размышлений об игре го. Матрица из белых и черных точек — это запутанная позиция, таким образом, он придумал, как зашифровать информацию.
Го наших дней применимо как хобби, Китай сейчас в моде, а эта страна является родиной этой игры, для них это часть культуры, с которой мы активно знакомимся. Почему стоит играть в го если игра просуществовала 2500 лет практически без изменений правил? Она признавалась из века в век, продолжала развиваться, значит — это очень хороший инструмент, проверенный временем.
Для тренировки тела у нас много возможностей, а вот для тренировки сознания и интеллекта не так много, го это один из хороших вариантов на который стоит обратить внимание.

В скором времени выйдет вторая часть данного интервью — для расширения поля знаний об этой культуре!

Автор: Перейти по ссылке

Интервью: Вадим Филиппов
Интервью: Вадим Филиппов
Интервью: Вадим Филиппов
Предыдущая новость ​Елизавета Бузмакова стала Лауреатом II степени на музыкальном конкурсе
Следующая новость Медаль «За укрепление боевого содружества» вручена Роману Фролову

Товары и услуги

Указать на ошибку