Счастливый Русский? Медицинский психолог Алексей Абрамов о том, что мешает быть счастливым
Каждый, пожалуй, хочет быть счастливым. Многие этого желают и дру...
Каждый, пожалуй, хочет быть счастливым. Многие этого желают и другим. Сегодня 22 ноября — день психолога. И в этот день мы именно о счастье мы решили поговорить с медицинским психологом Выксунской ЦРБ Алексеем Юрьевичем Абрамовым.
— Фонд World Value Survey провел исследование, целью которого было выявить страны с самыми счастливыми людьми. Людям задавали два вопроса: «Считаете ли Вы, что, в общем и целом, вы очень счастливы, достаточно счастливы, не очень счастливы или совсем не счастливы?» и «Насколько Вы в целом удовлетворены своей жизнью на сегодняшний день?». России в досталось 88 место из 97 возможных. Алексей Юрьевич, почему у нас мало счастливых людей?
— Счастье — сложное понятие, наверное, даже идеалистическое. Состояние экстаза, сильного подъема смешанных положительных эмоций. Пребывание в нём возможно кратковременно. В практике я использую термин «обретение фоновой внутренней радости».
— Согласен. Так почему у одних оно есть, а у других нет?
— Давайте договоримся, что речь идёт о здоровых людях. В процессе жизни у человека формируется осознанная система ценностей и смыслов. Он отвечает на вопросы, зачем я живу, чего хочу, как я хочу прожить жизнь, что для меня является самым важным. Формируются доминирующие мотивы или, проще, направленность жизни. Эта центральная направленность жизни определяется стремлением от «реального Я», то есть какой я сейчас и в каком состоянии я нахожусь, к «идеальному Я», то есть как я хочу жить и в каком состоянии хочу пребывать. Она всегда предполагает избирательную активность. То есть человек убежден в этом отношении и реализует его. Можно сказать, у человека формируется «философия жизни».
— И какая философия у людей, живущих в радости?
— Прожить жизнь в радости и удовлетворенности. Это становится главной идеей жизни, «идеальным Я». Человек начинает сознательно организовывать жизнь под эту цель. Чаще различают две направленности к проживанию жизни. Одна направлена на результат. То есть человеком выбирается цель, и жизнь подчиняется её реализации. Например, человек задумал построить дом. На несколько лет все ресурсы направлены на строительство. Свободное время человек проводит на стройке, на неё уходят все деньги. Семья вынуждена ограничивать себя во многом. Все подчинено идее: «Я должен построить дом, надо достраивать». Реализуется эта цель, сразу находится другая. Всегда цель важнее состояния. Пусть ты мучаешься, страдаешь, терпишь, но ты должен получить результат. Результат важнее тебя самого.
— А другая?
— Другая направленность жизни на состояние. Этот ориентир предполагает организацию поведения таким образом, чтобы человек ощущал внутреннюю удовлетворенность, радость от жизни. Поведение начинает подчиняется правилу: «должен — хочу». Эти люди ловят состояние. Они делают то, что должны, когда это их не тяготит или, когда они этого хотят. Человек пришел уставший с работы, а на кухне немытая посуда. И он скорее будет мыть её, когда отдохнет, возможно, завтра. Всегда его состояние в приоритете над внешними делами.
— Не приведет ли это к безделью, тунеядству, праздности?
— Напоминаю, мы говорим о здоровых людях. Потребность в структурировании времени, деятельности, самореализации заложена у всех здоровых людей. Человек в равной степени устает от безделья, как и от работы, ему наиболее комфортно на смене труда и отдыха. Важно поймать и соблюдать баланс, отталкиваясь от своего состояния.
— А как же долг, обязанность?
— Если с головой все в порядке, то и с чувством долга и ответственностью все будет нормально. Ведь человек принимает решение или делает выбор, учитывая последствия для себя. Поэтому то, что должно быть сделано, будет сделано. Плюс если голова хорошо работает, у человека обычно хорошая связь с реальностью. Эти люди терпимы к тем естественным нагрузкам и трудностям, которые возникают в жизни. Вообще хорошо, когда «голова и сердце» дружат друг с другом.
— Получается, что россияне больше ориентированы на результат? Почему?
— Вероятно сказывается ментальность страны, ее история, традиции, религия, социально-экономические и социально-политические условия. Исторически страна выживала, долго и много защищалась. Нападения половцев, монголо-татар, шведов, французов, англичан, турок, немцев. В таких условиях адекватной главной целью являлась безопасность, выживание, сохранение идентичности. Тут не до счастья было. Длительно, естественным путем вырабатывались качества русского человека как защитника, безгранично терпеливого, ориентированного на коллектив, готового жертвовать собой ради земли, своего народа, ради Отечества.
Кроме того, длительный период крепостного права, который психологически требовал смирения, терпения, принятия, ориентации на лидера, авторитета, что через передачу общественно исторического опыта и, возможно, генетически отбирал и закреплял эти качества. Нищета, нехватка продуктов и товаров до недавних пор вынуждала людей организовывать свою жизнь так, чтобы обеспечить хотя бы минимально терпимый уровень жизни. Искали, добывали, сажали, строили, «колхозили». Вспомните, как жили наши родители. Людям приходилось жить с принятием и реализацией отношения «должен, надо, обязан, куда деваться». Устройство СССР требовало толерантности, дотационности, заботе о развитии других народов и их экономик.
Коммунистический строй также внес существенный вклад в формирование личности русского человека, когда жестко прививалась приоритеты коллектива, партии, активно подавлялось инакомыслие. Сама история развития России подталкивала к формированию у человека приоритета дела, других людей и недостаточной ответственности за самого себя, за свою жизнь, свое состояние. Но надо понимать, если бы мы не были такими, не было и страны России, не было бы многих достижений в науке, технике. Я вообще думаю, что русских нельзя победить, потому что столетиями вырабатывалась готовность до конца защищать свою Родину, жертвовать собой.
— А как, на ваш взгляд, религия влияет на удовлетворенность жизнью?
— Каждая религия задает путь движения к богу. Путь определяют философия каждой конкретной веры, её традиции. Любая традиционная религия стабилизирует, упорядочивает, сосредотачивает, как бы наводит порядок в психике, за счет задавания смыслов и привития отношений, этим давая ответы, устраняя внутренние конфликты, задавая цели. Человек в итоге не застревает в выборе и принятии тех или иных жизненных решений. Ему всегда несоизмеримо легче живется, когда у него есть осознанная система отношений и смыслов, нежели ее нет. Причем не важно, религиозные они или нет. Но дать обычному человеку религиозный смысл жизни мало для обретения удовлетворенностью жизнью, обретения фоновой радости.
Человек ведь живет в реальном мире, как говорится, в миру. Огромное количество реальных важнейших сфер жизни. Здоровье, дети, родители, работа, супружеские отношения, отношения с друзьями и коллегами, образование, финансы, бытовые задачи, сексуальные отношения, саморазвитие, самореализация, творчество, воспитание, качество жизни, развитие страны, оборона страны и т.д. Мы в этом живем. Нельзя отделить духовную жизнь от мирской, если ты не монах. И наше психическое состояние во многом зависит от удовлетворенности в этих значимых мирских сферах. Поэтому важным является, как религия относится к текущей, мирской жизни человека в целом, какие отношения каждая религия прививает к себе, к своему состоянию, к своей судьбе, как она расставляет акценты. Помогает ли религия человеку быть более адаптабельным, быть счастливым здесь и сейчас.
Проживая жизнь, человек сталкивается с тысячами сложных и противоречивых ситуаций. Достижение удовлетворенностью жизнью, когда человек говорит «я люблю эту жизнь», возможно при условии, что человек зачастую принимает, те решения, которые улучшают его состояние в значимых сферах. А ведь это предполагает ответственность за выбор и последствия. Выбор, который хорош для меня, а не тот, на который кто-то или что-то указывает. И это предполагает личную оценку того, что хорошо, что плохо. Некоторые религии, по понятным причинам, категорически против такого отношения. Помните историю про грехопадение? В общем, к религии есть вопросы.
— Какие?
— К времени. Религия говорит, что у тебя будет другая жизнь. Наука говорит, что у тебя не будет другой жизни, ты или будешь счастливым здесь и сейчас, или уже не будешь никогда. К выбору. Религия говорит, не тебе решать, что добро, что зло, соблюдай написанные религиозные правила. Наука и общество говорит, не нарушай юридические законы и живи, как ты считаешь нужным, ты свободен, от тебя самого по большей части зависит твоя судьба и твое состояние. К мирской жизни. Религия делает акцент на духовно-психологической сфере, на подготовке к загробной жизни. Государство помогает человеку в реальной жизни. Лечит, учит, защищает и т.д. К инакомыслию, к иноверцам, к атеистам, некоторым известным наукам, к свободе, к сомнению есть вопросы. Государство в лице науки поощряет сомнения, вопросы. В лице оппозиционных партий поощряет дискуссии по устройству общества. Государство определяет свободу личности, вероисповедания, не делая кого-либо грешником, заблудшим или «опутанным лжецом».
Именно по этой причине обществом церковь отделена от государства и, в частности, от образования. Наибольшие возможности, накопленный опыт, широта подхода для обретения удовлетворенностью жизнью находится именно в руках государства. Хотя надо признаться, что еще очень много надо сделать. И в первую очередь, на мой взгляд, если государство ставит целью удовлетворенность жизнью гражданина, то надо корректировать систему образования, вводить уроки воспитания личности в школе. И эти уроки должны стать самыми главными. Ведь образование и дальнейшая самореализация важны не сами по себе. Это один из путей для обретения удовлетворенностью жизни.
То есть надо идти двумя путями. Создавать внешние условия для удовлетворения потребностей людей и воспитывать те отношения у людей, которые помогают появлению чувства внутренней радости от жизни. И это задача государства и государственных институтов — помогать человеку быть счастливым. Именно помогать, а не сделать, ибо никто человека не сделает счастливым кроме него самого. Государство, семья, психотерапевт лишь могут помочь. Все зависит от самого человека.
— Но многие люди хотят и стремятся стать счастливыми, но у них не получается. Почему?
— Два важнейших механизма влияют на достижение цели. Во-первых, стремись и делай то, что ты хочешь. Во — вторых, избавься от того, что мешает. Предполагаю, что этим людям мешают внутриличностные невротические отношения.
— И что этим людям делать?
— Меняться, проходить реконструктивную психотерапию.
— Спасибо за беседу. Алексей Юрьевич, сегодня 22 ноября, день психолога. Мы поздравляем вас с профессиональным праздником.
— Спасибо! Я со своей стороны также поздравляю своих коллег! Когда я учился, известный петербургский психиатр Б. В. Овчинников нам на первом занятии сказал: «Если вы выбрали эту специальность и хотите работать в ней, то теперь самым главным принципом в профессии должен стать принцип заботы о себе, иначе не удержитесь». Хочу пожелать коллегам чувства удовлетворенности жизнью и профессионального долголетия!
Группа Алексея Абрамова ВКонтакте: https://vk.com/psychologyabramovaleksey +7 (908) 723-98-67