​Виноваты ли игры и соцсети?

декабря 21 / 2018
​Виноваты ли игры и соцсети?

В новогодние каникулы не все дети и подростки будут проводить время на свежем воздухе и участвовать в массовых праздниках. Многие так или иначе будут находится в соцсетях, а кто-то наверняка проведёт все эти дни за любимой видеоигрой. Видеоигры обвиняют во многом: в негативном воздействии на психику детей и взрослых, в росте насилия, в глобальной бессоннице, и в распространении эпидемии одиночества по планете. Справедливы ли эти обвинения?

17 октября днем 18-летний учащийся политехнического колледжа в Керчи расстрелял студентов и преподавателей, привел в действие взрывное устройство и застрелился сам. Погиб, по последним данным, 21 человек, около 50 пострадали. Мотивы стрелка все еще неизвестны. Влада Рослякова называют замкнутым, но в целом обычным, ничем не выделяющимся парнем. Он увлекался играми, жил с матерью, и, как стало известно, давно готовился к бойне. После трагедии многие политики и общественные деятели выступили с предложениями, как предотвратить подобное в будущем. Виновными были признаны соцсети, блокбастеры, компьютерные игры и интернет в целом.

В качестве решения проблемы депутат Евгений Марченко выдвинул свое предложение:

- Надо закрывать сайты в интернете, связанные с компьютерными играми. Нужно запрещать их и закрывать, чтобы молодежь не ломала себе психику. Роскомнадзор уже запретил «группы смерти» и группы руферов. Точно так же нужно поступать и с играми.

В начале этого года также произошли два подобных случая. 15 января в Перми двое подростков напали с ножами на преподавателя и учеников. 19 января в пригороде Улан-Удэ учащийся бросил в классный кабинет коктейль Молотова, после чего стал наносить удары топором выбегающим людям. В обоих случаях точные мотивы нападавших неизвестны, они не давали публичных показаний или интервью. Однако это не мешает прессе и чиновникам высказывать громкие утверждения на этот счет. Вот, например, Лев, один из организаторов резни в пермской школе, по мнению «Лайфа», «игроман» — просто потому, что записи в соцсетях касались онлайн-шутеров. А в случае с нападавшим на школу в Бурятии «Комсомольская правда» прямо в заголовке утверждает, что он «подражал аниме-злодеям». Доказательство звучит так: «Одна из девочек сообщила, что Антон серьезно увлекается аниме-злодеями — отрицательными персонажами из японских мультфильмов. Возможно, он подражал своим кумирам.» То есть ему просто нравилось аниме. Так же, как Льву из Перми просто нравились шутеры.

Ещё раньше, в сентябре 2017 года, в школе Ивантеевки один из учащихся открыл огонь. Член Совета Федерации Елена Мизулина прокомментировала этот трагический инцидент. Под удар, разумеется, снова попали компьютерные игры:

- Среди детей сейчас активно распространяют информацию о том, что жизнь не одна, будет другая жизнь, как в игре, и всё можно будет начать сначала, большое количество таких групп в соцсетях. Нужно срочно принимать меры и подключать к ограничению опасного контента сами соцсети.

С научной точки зрения.

Главная претензия, которую приписывают играм- это жестокость. Обычно эти обвинения ничем не подкреплены. На стороне геймеров реальные научные исследования, которые проводят люди в халатах из разных стран мира.

Последнее исследование было проведено в начале 2018 года в Йоркском университете. Для тестов они создали две различные игры: в первой нужно было уворачиваться от грузовиков, а во второй — играть за мышь, которая спасается от кошки. Далее ученые показывали соответствующие картинки и делали выводы исходя из реакции подопытных. Так, они пытались выяснить влияние игр на мировоззрение человека. Выяснилось, что предложенные игры не оказали влияния на испытуемых.

Второе исследование проходило в Германии в 2017 году. Ученые четыре года проводили испытания на игроках Call of Duty и Counter-Strike, что помогло им более точно определить эффект. В конце им также показывали картинки разной жестокости и сравнивали их реакцию с играющими подопытными. Оказалось, что две группы (играющие и не играющие) отвечали совершенно одинаково.

Третье исследование проходило также в 2017 году, но дало более интересные результаты. Психологи Американской ассоциации провели опрос 10 тысяч британцев, чтобы сформировать нужную картину. Оказалось, что геймеры чаще читают, ходят на культурные мероприятия и занимаются творчеством в свободное время.

Также были проведены опыты на 14 игроках в Call of Duty и Battlefield и 14 обычных людях. В конце двум группам показывали жуткие и милые изображение. Ожидаемо, реакция была одинаковой в обеих группах.

Игры делают людей рассеянными

Часто в проблемах с неуспеваемостью или рассеянностью в учебе обвиняют видеоигры, якобы они отупляют и делают из детей зомби. Это также неправда.

Исследование проводила Дафна Бавельер, специалист в области изучения человеческого мозга. Исследование очень старое, прямиком из 2012, но от того не менее занимательное. Бавельер утверждает, что экшн игры улучшают внимательность человека в несколько раз.

В качестве примера она дает тест Струпа. На картинке слова, которые окрашены в различные цвета. Задача- быстро назвать цвет слова, а не само слово. В лаборатории ученые выяснили, что люди, которые уделяют играм несколько часов в день, лучше справляются с этим заданием, в отличие от остальных.

В другом тесте игрокам необходимо было отслеживать несколько движущихся точек. Проблема в том, что на экране их много и все они одного цвета. Эксперимент показал, что люди, которые не играют в игры, могут отслеживать одновременно максимум 3 точки, тогда как геймеры целых 6.

Есть множество других тестов, но вывод у всех один: игры способствуют развитию мозга. Они не сделают вас гением, но помогут развить сообразительность, делающую усвоение наук в разы проще.

«Видеоигры портят зрение».

Довольно спорный вопрос, в котором мнение ученых и врачей категорически разнятся. В 2015 году ученые из университета Огайо опубликовали исследование, в котором развеивали миф об ухудшении зрения от мониторов.

Эксперимент длился 20 лет и в нем приняли участие 4500 детей. Исследователи не нашли связь между ухудшением зрения и длительным пребыванием перед монитором. Они также отмечают, что ухудшение зрения связано с генетической предрасположенностью.

В свою очередь Дафна Бавельер выяснила, что геймеры могут лучше фокусироваться на мелких объектах и лучше различают оттенки серого.

В то же время врачи категорически не соглашаются с исследованиями. Они утверждают, что при длительной игре человек меньше моргает, что сушит оболочку глаза, от чего тот получает небольшие повреждения.

Социальный аспект.

Также стоит упомянуть социальный аспект, довольно важный в современном мире. Ходят слухи, что геймеры — это замкнутые, скучные и грустные люди, которые полностью отделяют себя от социума.

Каждая игра имеет интеграцию с социальными сетями, в которых можно делиться своими достижениями. По большей части, это сделано для маркетинга, но это также и коммуникация.

В тех же соцсетях существует множество групп, в которых игроки ищут себе партнеров для кооперативной игры. Происходило и так, что люди находили там свою любовь. Также в большинство многопользовательских игр встроены голосовые и текстовые чаты. Да, как и в реальной жизни там обитают не самые приятные люди, но друзей там найти можно.

Также, по некоторым исследованиям, геймеры лучше предрасположены к стрессовым ситуациям и могут быстро принимать сложные решения. Это связано с необходимостью быстро действовать на полях виртуальных сражений. Есть игры, как Dark Souls, где малейшая ошибка стоит вашему герою жизни. Так, игрок продумывает тактику и учится решать поставленные задачи.

На самом деле, игры не отличаются от книг или фильмов, которые также могут сподвигнуть на плохие поступки. Все зависит от самого человека и его мировоззрения.

Игры — это не бич современности и не вселенское зло. Видеоигры — это один из инструментов развития, который нужно правильно использовать.

Текст Любовь Селезнева

    Ничего не найдено.

Ваш email адрес не будет опубликован! *