Сергей Неботов рассказал о будущей арт-резиденции

Совсем недавно команде конференции удалось побывать в здании бывшего кафе «Волна». Сейчас там начался финальный этап реновации под пространство арт-резиденции, и совсем скоро она откроет двери для своих художников-резидентов. Пока идет большая стройка, мы поговорили с архитектором бюро «Новое» Сергеем Неботовым об истории и проекте реновации нового пространства.
Начало работы.
Когда мы первый раз зашли на объект, то увидели, что тот вид здания, в котором оно нам досталось, был достаточно искаженным. Поэтому первое время знакомства и начало работы, а именно разработка чертежей и обследования, были направлены на восстановление хронологии событий.
Таким образом, мы выяснили, что часть помещений, которые когда-то являлись открытыми террасами, были переоборудованы под полноценные комнаты, также была изменена логика входной группы и вообще то, как человек попадает в это здание. Поэтому первым из наших предложений было восстановление изначальной задумки автора здания и возвращение ему первоначального вида, как минимум по объёму планировочных решений. Но, так как это было связано с серьёзным объемом реконструкций, мы не смогли реализовать этот подход и стали работать уже с немного искаженным форматом, стараясь сохранить оригинальные вещи в здании, реконструируя или реставрируя, делая их общедоступными.
Сохранить или заменить?
Самому зданию в целом около 35 лет, на протяжение которых оно практически не ремонтировалось. Потребовалось сильное вмешательство, чтобы оно могло функционально и качественно работать. Мы заменили все окна, но при этом, нам удалось сохранить прежний вид здания.
Также нам удалось сохранить некоторые напольные покрытия. Например, в одной из технических зон была положена плитка, которая была аккуратно снята и сейчас ждёт реставрации, а дальше будет уложена обратно.
К тому же в рамках наших эскизов мы предполагали, что, скорее всего, здесь раньше находился пол трассового типа. Мы постарались додумать, каким он был раньше и доложить, тем самым проведя реконструкцию этих полов. В процессе строительно-демонтажных работ, он был обнаружен, но, к сожалению, был испорчен в поздние годы функционирования здания тем, что на него положили достаточно грубым путём новую керамическую плитку, поэтому сохранить его в этом оригинальном виде не получилось. Но по-прежнему эта часть проекта является реконструкцией, а в остальных частях, там где смогли открыли оригинальные материалы стен, мы постарались сохранить их в визуальном доступе. Всем этим можно было показать, как здание регионального модернизма, как вообще архитектура такого плана реализовывались в достаточно плохой год для страны.
В ходе строительства мы расширили большую часть потолков, конструктивно они выполнены путем перекрытий стандартными железобетонными плитами, которые мы сохранили в открытом доступе, чтобы можно было понять, как это здание строилось, как вообще работали технологии того времени и как архитекторы пытались добиться выразительности и архитектурности этого здания при достаточно ограниченном запасе материалов и технологий.
Как изменится функция здания.
Раньше это было единое пространство, которое работало как кафе и состояло из общественного зала и технического пространства (кухонь и хранения). Мы меняем его функционал на более насыщенный и разнообразный, то есть это мастерские, помещения, где проживают художники, общественно выставочное пространство, а также административная часть. Всё это привело к новым планировочным решениям, которые касаются одной части здания, где находятся сами мастерские. При этом мы постарались вписаться в те планировочные решения, которые существовали на момент нашего появления в этом здании.
Комфорт и инклюзия.
Важный момент изменения — это адаптация здания к современным реалиям, а именно его доступность, поэтому мы добавляем зданию пандус, максимально интегрировав его в архитектуру здания, чтобы это выглядело органично и смотрелось как один комплекс. Также здание полностью переоборудуется по инженерной части — это новые системы отопления, кондиционирование, гидротехническая безопасность — все то, что либо морально устарело, либо изначально отсутствовало, либо было не способно было отвечать нужным требованиям, которые будут предъявляться к этому зданию с функцией арт-резиденции. Таким образом, мы работаем в сложном комплексе одновременных изменений и сохранений.
Зачем приезжать в это здание?
Начнем с того, что двух одинаковых зданий не бывает, все-таки оно само по себе достаточно уникальное. Характерной чертой этого здания является то, что когда-то оно было частью общественно-жилого комплекса. Там был спроектирован прямой доступ из подъезда жилого дома, что можно назвать оригинальной и даже специфической чертой. Но, так как со временем эти две функции были разделены, дом стал самодостаточным девятиэтажном зданием, а наше здание заработало как частное кафе, и они перестали взаимодействовать, но всё же эта часть остаётся достаточно интересной.
Из этой особенности появляется другая — это связь, которая была организована путём консольного перехода, который соединял кафе и здание. То пространство, которое мы получаем уже в новой функции, вписывается в основной объём общественного пространства в узком переходе. Там появляется зона коворкинга, как бы летящая над землёй и ограниченная с двух сторон линейными окнами и горизонтальными пространствами. Третья особенность в том, что частично помещения блока кафе были техническими. Благодаря этому мы можем работать с достаточно большой высотой потолка. В той части, где раньше находились кухни, организован верхний свет, а именно панорамное остекление в кровле этого помещения. Эту опцию мы используем чтоб получить максимум солнечного света для мастерских, и это тоже интересная черта, которая встречается достаточно редко.
Про региональный модернизм.
Сам объект в целом интересен тем, что в нем видна работа архитекторов, а также старания и попытки простыми средствами реализовать и добиться архитектурной выразительности. Можно считать, что те технологии и материалы, которые были стандартными, составляют 90% здания, а 10% занимает старание архитекторов добиться уникальности здания — не строить типовую коробку, а дать зданию характер. В некоторых местах можно найти более сложную кладку, обходная группах организована путём металлических консолей, обшитых деревянными досками и оштукатуренных, как и все остальные фасады козырьков, которые и создают узнаваемость этого здания. В этом и есть главный интерес регионального модернизма — это часто попытка добиться узнаваемого вида здания и оригинальности архитектуры при малом бюджете.