Обзор от Бурого: культурно-производственный шок или «Страсти по мартену»
Показ перфоманса «Страсти по мартену» проходит в Выксе в рамках фестиваля Арт...
Показ перфоманса «Страсти по мартену» проходит в Выксе в рамках фестиваля Арт-Овраг на теперь уже недействующей площадке мартеновского сталеплавильного цеха на Выксунском металлургическом заводе. Театральное действо есть возможность увидеть как у выксунцев, так и у гостей города с 9 по 11 июня, хотя слышал я, что свободных мест в результате предварительной регистрации, в гостевых автобусах уже практически нет. Ажиотаж, однако.
Как отметил куратор проекта, режиссёр Юрий Муравицкий, постановка уникальна и неповторима. Над ней работали лауреат «Золотой маски» Анна Абалихина, художник Ксения Перетрухина, композитор Алексей Сысоев, драматург Екатерина Бондаренко, были задействованы вокалисты Большого театра, приняли участие многие выксунцы.
Я смог увидеть сей перфоманс вместе с высокими гостями фестиваля и представителями СМИ. Сразу отмечу, при слове «перфоманс» мне всегда представляется что-то жутко непонятное, дикое, эпатирующее, глупое, а то и всё вместе взятое. И ассоциируется с такими, мягко говоря, чудачками, как Андрей Бартенев с цветной мешковиной на голове или Пётр Павленский с его генитальными экспериментами на Красной площади. В общем, по моему мнению, хорошую вещь перфомансом не назовут.
На мартене же была, на мой взгляд, качественная современная театральная постановка.
Да, пожалуй, большинству зрителей стоило и стоит перед началом вдумчиво ознакомиться с либретто, которое выдают каждому зрителю, как на балете. Я же как-то сразу въехал в суть происходящего, не заглядывая в него. Позже заглянул: ну, почти правильно всё понял, сказался опыт работы на металлургическом предприятии и знакомство с основными процессами производства.
Постановка призвана отразить смену времён и отдать дань памяти ставшему уже историей мартеновскому производству ВМЗ. Кроме того, красной нитью показан процесс выплавки стали, от завалки шихты до остывания изложниц со слитками для колёсного производства. отображено всё это с помощью музыки, вокала, танцев, звуков заводской среды и аудиозаписей рассказов работников цеха.
Первая часть, предваряющая открытие створов печей и завалку шихты показалась мне, как, впрочем, и многим, слишком затянутой. Под гнетущую, но в то же время атмосферную музыку, более подходящую для зоны отчуждения в одной из постапокалиптических игр, вокалисты тянули какой-то странный неразборчивый текст, из всех слов я разобрал только «Инструкцииииияяяяяяя!...» и «Утверждаааааююююююю!» Видимо, таким образом зачитывали выдержки из какой-то инструкции по технологии производства. Просто стоя на месте у микрофонов на фоне печей. Всё вместе это более походило на каббалистический обряд, когда участники того и гляди увлекутся и вот-вот откроют портал в другой мир, выпустив на свободу силы тьмы. Слава Богу, минут через двадцать это закончилось, шихта в виде рукавиц была брошена в ковши завалочных машин, створы печей открылись, зрители переместились на другой участок и пошла динамика.
Участники на производственной площадке танцевали, поднимались и падали в шлаковых ковшах, бегали по кругу под сопровождение звуков ударов арматуры по железнодорожным колёсам, вокала и уже динамичной музыки. Потом по желобу пошла вода, видимо символизируя выпуск плавки стали.
Тут же, взревев ревунами, два крана под крышей пролёта устроили настоящее шоу, подцепив ковши со «сталью» и «шлаком», играли ими вблизи галереи, на которой стояли зрители. Как мне показалось, многие, особенно молодые ребята-блогеры, несколько подофигели.
Далее, на следующем участке перед нами предстали стоящие изложницы — формы, в которые разливают готовую сталь, застывающую в них и превращающуюся в круглый слиток на семь колёсных заготовок каждый (в более раннее время слиток в разрезе напоминал ромашку). Зрители, прогуливаясь между изложницами, могли слышать, через специальные репродукторы, висящие на изложницах, воспоминания и рассуждения о мартеновском производстве бывших сотрудников цеха.
Финальное действие я не совсем понял. Часть актёров лежит в ряд в нишах на берёзовых розгах что ли, часть стоит между ними. И тут на путях появляется железнодорожный состав с молодыми саженцами деревьев. Актёры встают, таскают на платформы какие-то вёдра, затем вроде как прощаются. Видимо это действие символизирует одновременно и отправку изложниц на колёсное производство, и закат эпохи мартеновского производства, далеко не самого экологичного, кстати, о чём говорят и сухие берёзовые розги, и зелёные саженцы, пришедшие на смену — слышал я, что на территории бывшего производства планируется обустроить зелёный скверик вроде бы. Да как бы то ни было, для экологии закрытие цеха — явное благо.
Вот что увидел я. Понятно, сколько людей, столько и мнений, что-то понравилось, что-то нет, но шок я испытал. Остальные зрители выходили из цеха явно потрясёнными. Пока сам не понял, чего больше — положительных или негативных эмоций.
В любом случае не согласен с одним из комментариев к видео постановки в соцсети, мол, детский сад. Далеко не так, нельзя по видео-нарезке судить, поверьте. Если есть возможность, посетите «Страсти по мартену». В любом случае, лучше один раз увидеть. Хорошо или слабо реализован посыл, можно спорить. Но как бы то ни было, страсти реально кипят, по-настоящему горячо. Каждый увидит и поймёт по-своему, а если не поймёт - есть же либретто )).