АРТ-ОВРАГ 0 комментарий

Индустриальный стрит-арт парк: производство как искусство

июня 06 / 2019
Индустриальный стрит-арт парк: производство как искусство

Открытие на территории ВМЗ первого в России Индустриального стрит-арт парка 15 июня станет одним из главных событий фестиваля Арт-Овраг в этом году. Начиная с первого фестиваля, в Выксе ежегодно создавались работы стрит-арта. И если на первых фестивалях стрит-арт шёл в город, где уличные художники успели украсить своими творениями массу объектов и стен домов, то теперь искусство пошло уже на территорию градообразующего предприятия. Начало было положено в 2017 году, когда на стене Стана-5000 была создана самая большая настенная роспись.

Что же представляет проект будущего индустриального стрит-арт парка? Чем он интересен? О его особенностях мы говорили с куратором проекта, искусствоведом и критиком Ольгой Погасовой и Алексеем Лукой, одним из самых прогрессивных российских художников, начавших карьеру с граффити.

— Ольга, если простыми словами, индустриальный стрит-арт парк — что это будет?

— Это долгосрочный проект, инициированный ОМК, его реализация запланирована на 10 лет. Логика следующая: каждый год АО «ВМЗ» выбирает цех, стена которого будет расписана. Мы — кураторы — проводим конкурс по выбору художников, которые будут заниматься росписью. Индустриальный стрит-арт парк, как следует из самого названия, непосредственно связан с местным металлургическим производством, реализуется проект на территории градообразующего предприятия.

— Для чего в названии слово «парк»?

— На самом деле парк обычно связывают с зелёными насаждениями, уж точно не с производством, поэтому людям бывает не совсем понятно, почему именно такое название. Однако если обратиться к этимологии слова, «паркус» в позднелатинском — это отгороженная территория. По сути, завод и является таковой — это индустриальный парк. Само же слово «завод» ассоциируется с чем-то мощным и даже агрессивным, закрытым. Мы хотим немного изменить угол восприятия.

Фото: Выксавкурсе.рф

Жизнь и деятельность предприятия, его каждого конкретного цеха, продукция и производственные процессы ложатся в основу работ художников.

— Перед тем, как приступить к работе с пространством, мы проводим целое исследование, изучается работа цеха, продукция, материалы и артефакты, связанные с выбранным пространством, — говорит куратор проекта.

Стрит-арт парк на ВМЗ откроется работой на стене цеха «ВМЗ-Техно». Её выполняет художник Алексей Лука. Более 15-ти лет он рисует на стенах и холстах, создает беспредметные коллажи и ассамбляжи из дерева и других материалов, а также цифровые работы, в которых прослеживается его четкий геометрический стиль и узнаваемая цветовая гамма. Лука развил уникальный и узнаваемый стиль, основанный на использовании абстрактных геометрических фигур и цветовых вариаций.

— Алексей, что легло в основу твоей работы?

— В основе изделия данного производства. Мы встречались с сотрудниками, в эскизе они легко узнавали те или иные элементы, производимые в цехе. То есть это художественная абстрактная интерпретация производственных процессов и готовых изделий цеха.

— В этом году мы делаем акцент на продукции подразделения. Однако, в будущем, возможно, акценты будут делаться именно на отдельных производственных процессах, и даже на взаимодействии, взаимоотношениях самих сотрудников, — добавляет Ольга.

— Проект будет реализован в едином стиле, или каждый художник будет работать в своей стилистике, со своим видением?

— Каждый в своей стилистике. Была идея показать не только разнообразие стилей, но и подходов к работам, поэтому каждый следующий объект будет непохож на другой, — говорит Алексей Лука.
— Необходимо показать разные стрит-арт направления, — отмечает куратор проекта. — Разные художники, разные взгляды, разные сюжеты...

— А самих сотрудников каким-то образом задействуют в создании стрит-арт парка?

— Уже задействуем! Всё делается в тесной связи с сотрудниками, ведь они — главные действующие лица в производственном процессе, — говорит Лука. — Была встреча с сотрудниками «ВМЗ-Техно», обсуждали эскиз, с учётом их мнений эскиз подвергся изменениям.

Кроме того, работники цеха примут участие в открытии стрит-арт парка и поучаствуют в создании Реди-мейд (англ. ready made — готовый) инсталляции из деталей, производимых на производстве. То есть сотрудники сами отберут изделия, являющиеся ключевыми в этом производстве, из них создадут инсталляцию, которая будет установлена в месте торжественного открытия.

Возникновение таких инсталляций корнями уходит к французскому художнику Марселю Дюшану, который придумал брать объекты из повседневной жизни, перемещать их в новый контекст. На промышленной ярмарке он установил в музее писсуар и провозгласил, что отныне это объект искусства. Так и повелось: художник сказал — искусство, значит, искусство! Это вызов, игра смыслов и контекстов, вызывающая горячие споры, что считать искусством, а что нет. В отличие от этого примера, проект индустриального стрит-арт парка несёт вполне понятную смысловую нагрузку.

— Одна из задач — продемонстрировать посетителям прямую связь арта с действующим производством, показать его художественную интерпретацию. И сделать это красиво, эстетически привлекательно, — отмечает Ольга Погасова.

— Критика либо непонимание у сотрудников тоже присутствовали?

— Не без этого. Любое искусство вызывает споры. Оно может нравиться, может не нравиться, это вопрос вкуса и восприятия, отношения к искусству вообще, — говорит Ольга. — Здесь много разных аспектов, создать объект искусства, не важно, современного или классического, который будет нравиться всем, невозможно. Нередко это некая провокация и обязательно предмет обсуждений. А человеку важно увидеть самому, прежде включиться в обсуждение. В данном случае, увидев производство, воплощённое в абстрактном мурале, многие, возможно, захотят увидеть процесс воочию.

Работы над созданием мурала и инсталляции идут полным. Уже 15 июня состоится открытие индустриального стрит-арт парка, и каждый посетитель, записавшись на экскурсию, сможет лично оценить размах и содержание настенной живописи, составив личное мнение о новом арт-объекте. А уж в какой мере команде удалось воплотить задуманное — каждый решит для себя сам.

Фото: Валерий Покумейко

    Ничего не найдено.

Ваш email адрес не будет опубликован! *