И «шашечки», и «ехать»: директор Выксунского ПАП Андрей Нажиганов о деятельности предприятия
Выксунскому пассажирскому автопредприятию за 65 лет существования довелось пе...
Выксунскому пассажирскому автопредприятию за 65 лет существования довелось пережить разные времена. Совсем недавно, буквально несколько лет назад, речь шла даже о банкротстве. Однако, годы идут, а ВПАП не только избежало разорения, но и встало на ноги. Стали появляться новые автобусы, нормализовалось расписание, нет перебоев с ГСМ. То есть вопрос «Вам «шашечки» или ехать?» не стоит — своё название Выксунское пассажирское автопредприятие стало, наконец, полностью оправдывать, реальные возможности соответствуют статусу.
Андрей Нажиганов в составе команды городского округа г. Выкса в позапрошлом году прошел обучение в Московской школе управления «Сколково», а сегодня он возглавил Выксунское ПАП. Его мы и решили подробнее расспросить об обстановке на предприятии, планах развития, ситуации с кадрами и взаимоотношениях с частными перевозчиками.
— Андрей Геннадьевич, Вы освоились в новой должности? Всё же профиль предыдущей работы был иной.
— Руковожу Выксунским ПАП три месяца. Ознакомился с предприятием, партнёрами, провёл анализ ситуации, текущих проблем и потенциальных возможностей. Направление для меня не новое, ранее моя деятельность включала в себя в том числе и управление транспортной логистикой. Пассажирские перевозки — это социально-ответственная деятельность и степень этой ответственности очень высока. Важно, чтобы человек с нашей помощью успевал и на работу, и по личным делам, чтобы у него не возникало стрессовых ситуаций во время поездки, чтобы он безопасно и с максимально возможным комфортом добрался до места назначения. У нас есть всё необходимое: производственная база, ремонтная служба, оборудование для проведения технического обслуживания и капитального ремонта, собственный лицензированный медкабинет предрейсового осмотра водителей, службы контроля технического состояния транспорта, безопасности дорожного движения, эксплуатации. А главное — команда единомышленников и сильных специалистов, имеющих многолетний опыт и высокую компетенцию в направлении пассажирских перевозок. Предприятие обладает большим потенциалом для дальнейшего роста и развития.
Каковы первые шаги, предпринятые Вами в качестве руководителя ПАП?
— Проведен глубокий анализ существующей ситуации на предприятии и рынке пассажирских перевозок. Ежедневно нами выполняется около 1000 рейсов, осуществляется перевозка 13 000 пассажиров. По результатам обратной связи с пассажирами выявлены наиболее важные вопросы, беспокоящие жителей. Основным направлением нашей деятельности является повышение качества сервиса оказываемых услуг. Критериев оценки три: комфортные и чистые автобусы, вежливое отношение водителей и кондукторов, точное выполнение расписания. На улучшении этих показателей и сконцентрировано внимание всего персонала.
Повышается эффективность междугородних перевозок, в частности по обеспечению дополнительной загрузки маршрута «Выкса-Н.Новгород». Мы стали первым муниципальным автопредприятием в России, получившим профессиональный аккаунт на сервисе «bla-bla-car», около 30 % наших пассажиров пользуются данным сервисом для бронирования поездки Выкса-Н.Новгород. На ранних рейсах ходят только новые «Фиаты», то есть, покупая билет на это время, человек может быть уверен, что поедет на «Фиате», как и рассчитывал. Раньше могли заменить автобус, сейчас такого нет. Применяем дополнительную ежемесячную мотивацию сотрудникам за соблюдение чистоты в салоне автобуса и отсутствия замечаний от пассажиров. По городским маршрутам также проведён анализ, в том числе учитывая мнение и пожеланий жителей, результатов встреч главы МСУ с трудовыми коллективами предприятий.
Любые изменения, происходящие в округе, в том числе изменение в логистических схемах, должны соответствовать ожиданиям потребителей. К примеру, раннее МФЦ находился в здании администрации округа, теперь в здании бывшей гостиницы «Россия», соответственно и потребность в изменении маршрутов и расписания тоже возникает, следовательно, наша задача подробно анализировать потребности наших горожан и выстраивать работу общественного транспорта для повышения комфорта жителей.
Хочу отметить, что в данный момент мы были вынуждены внести временные изменения в расписание движения общественного транспорта из-за низкой социальной ответственности частных перевозчиков. Прошу отнестись к данной ситуации с пониманием, в ближайшее время ситуация будет полностью стабилизирована.
— Всё же на чём основана конфликтная ситуация с частными перевозчиками? Слышал, они жалуются в разные инстанции, мол, душат частный бизнес?
Пассажирские перевозки — это социально ответственный бизнес, и он должен соответствовать требованиям не только на бумаге, но и фактически. На данном рынке все должны руководствоваться федеральным законом «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 13.07.2015 № 220-ФЗ. Руководство МУП «Выксунское ПАП» предложило предпринимателям, осуществляющим пассажирские перевозки, рассмотреть вопрос о заключении договоров аренды транспортных средств в соответствии со ст. 642 ГК РФ. Также были направлены предложения о готовности предприятия заключить трудовые договоры со штатом их работников, как того требует законодательство. К сожалению, только часть предпринимателей согласилась урегулировать отношения по закону. Мы не претендуем на монополию, мы подаём пример. Только у ВПАП реально созданы все необходимые по нормам условия и штат для эксплуатации и ремонта пассажирского транспорта.
— Какие изменения происходят в части обновления автопарка?
— Благодаря субсидированию в сентябре приобрели 10 новых автобусов ПАЗ для обслуживания городских маршрутов, в прошлом году уже было приобретено 13 единиц. Также приобрели одну «ГАЗель-турист», будем прорабатывать новые маршруты, в частности «Выкса-Дивеево» и в торговые центры Н. Новгорода. Совместно с администрацией округа разработали долгосрочную программу по обновления подвижного состава автобусного парка. Будем участвовать в федеральных и региональных программах, уже рассматриваем разные варианты, в том числе по модификациям. Это и автобусы большой вместимости для пригородного сообщения, и низкопольные для соответствия «доступной среде».
— Какова сейчас ситуация с льготным проездом?
— На территории округа довольно большая аудитория граждан, имеющих льготы по оплате проезда. Однако при этом, как показывает анализ, очень немногие ими пользуются, всего 5 % льготников. Самыми востребованными являются проездные билеты ЕСПБ (единый социальный проездной билет) стоимостью 450 рублей, он включает в себя 39 поездок на всех видах общественного транспорта как в городе, так и на пригородных маршрутах, при это стоимость разовой поездки составляет в среднем 11,5 рублей. Также существует ЕСПА (единый социальный проездной билет) стоимостью 700 рублей без ограничения количества поездок. Не менее популярны льготные проездные для школьников студентов, по городу их стоимость составляет 500 рублей. Хочу заметить, что с текущего года льготы действуют во всех автобусах, на всех маршрутах округа. О возможностях использования льгот и вариантах льготных проездных абонементов информацию можно уточнить по телефону 3-23-90 или на нашей странице ВКонтакте, туда же можно обращаться с предложениями и вопросами. Также обращаю внимание, что пассажиры Выксунского ПАП застрахованы при совершении поездки, но при этом обязательно надо брать билет, его наличие обязательно при наступлении страхового случая.
— О нареканиях: кто-то проехал мимо остановки, кого-то не было на маршруте в нарушение расписания, кто-то билет не выдал, кто-то грубит... Куда обращаться? И как водители своё поведение объясняют? Я слышал, мол, что вы хотите за такую зарплату?
— По поводу зарплаты — она более чем соответствует этому рынку услуг. Например, на маршруте Выкса-Н. Новгород водитель получает от 30 до 70 тысяч рублей. Что касается городских и пригородных маршрутов могу также сказать, что заработная плата достойная.У нас есть разные разряды, бригады, маршруты — показатели, влияющие на размер оплаты труда. В целом средняя зарплата водителей 33, 5 тысяч рублей. Мы постоянно работаем над вопросом улучшения условий труда и отдыха наших водителей.
— Ну а что всё же с нарушениями?
— Касаемо остановок: есть реестр и любой водитель обязан останавливаться на каждой остановке. Обо всех нарушениях прошу сообщать нам по телефону 3-23-90. По данному номеру можно также уточнять расписание городских маршрутов, пригородных — у диспетчера автовокзала. Информацию о расписании и маршруты движения планируется также разместить на всех остановках.
Случалось, что частные перевозчики в угоду пассажирам отступали от принятого маршрута, например, пробки объезжали чуть ли не дворами. Сейчас такого нет, что как раз вызывает недоумение у пассажиров, привыкших к недобросовестному подходу. Это нарушение, несмотря на то, что делалось оно из благих побуждений. Хорошо, что в такие моменты не происходили какие-либо происшествия, ведь в руках водителя жизнь и здоровье пассажиров.
Мы создали аккаунт в соцсети Вконтакте МУП Выксунское ПАП, туда пассажиры уже присылают свои предложения, там же налажена обратная связь по другим вопросам деятельности, в том числе и нарушениям со стороны водителей, которые потом рассматриваются на дисциплинарной комиссии. Если стали свидетелем некорректной работы, зафиксируйте номер маршрута и время, опишите ситуацию в группе.
— Кадровый вопрос остро стоит?
— Водители требуются и это результат расширения парка. Есть естественные причины — например, уход на пенсию. Мы с удовольствием примем на работу водителей. Отмечу, что существует программа переобучения за счет предприятия с категории В на С и с С на Д. В четвертом квартале у нас заканчивают обучение 5 водителей по данной программе.
— Какие новшества внедряются, чтобы идти в ногу со временем?
— Все автобусы оснащены системой ГЛОНАСС, в любой момент мы можем проследить, как движется конкретный автобус, где он находится. В ближайшее время заработает программа слежения, которая будет сигнализировать об отклонении от маршрута. Планируется использование онлайн-сервиса для пассажиров, где можно будет с телефона посмотреть, где едет тот или иной автобус. Планируем вводить и карточки на несколько поездок с дисконтом.
— Какие-то проекты части бережливого производства, вовлечённости персонала, энергоэффективности, безопасности и т. д. планируется на автопредприятии реализовать?
— Безусловно. Перед нашими глазами есть позитивный опыт Выксунского металлургического завода. Уже сейчас в Выксунском ПАП начали реализовываться программы бережливого производства, энергосбережения, строго соблюдаются правила безопасности, разрабатывается программа вовлечённости персонала. Мы только в начале трудного пути, но уже есть неплохой задел и, что немаловажно, позитивный настрой самого коллектива.