«Берцовая кость», радиоактивный уран, «под мухой», «разводить антимонию» — вы не поверите, но все эти выражения связаны с хрусталём.
Хрусталь — особый вид стекла, содержащий не менее 24 % окиси свинца. Как громоздко и по-химически звучит и как красиво он выглядит! Это чудо! Рукотворное чудо. На днях мы провели около двух часов в пути и оказались в соседней, Владимирской области, в городе Гусь-Хрустальный. Чем славен этот городок? Конечно, хрусталём! И, конечно, мы посетили Музей Хрусталя. Друзья, это надо видеть!
Переливчатый, сияющий хрусталь под высокими сводами бывшего храма, разноцветье бликов, труда, фантазии! Позвольте немного заинтересовать вас.
В основу экспозиции положены изделия из образцовой комнаты, которая находилась на хрустальном заводе. С первых дней существования завода собирались все образцы продукции из стекла и хрусталя, которая выпускалась. Поэтому в музее можно увидеть и массовую продукцию хрустального завода, и уникальные авторские работы художников.
Запомнилась ваза для одного цветка (её ещё называют «берцовая кость»), ваза с изображением Чапаева, «Букет цветов», выполненный мастером Разумеем Васильевым в 1830 году. Рассказывают, что у мастера Васильева зимой сильно заболела маленькая дочь Ксюша. В бреду она очень часто вспоминала лето и живые цветы. Однако у крепостного мастера не было возможности зимой достать цветы, и чтобы хоть как-то уменьшить страдания своего ребёнка Васильев, получив разрешение управляющего заводом, отправляется в губу (помещение в центре которого стоит печь для варки стекла). Через некоторое время он появляется оттуда с вазой цветов в руках. Когда Ксюша их увидела, то очень быстро пошла на поправку.
Все мы знаем выражение «быть под мухой», то есть слегка выпивши. Откуда оно? Один из указов Петра I обязал всех владельцев кабаков и трактиров первую рюмку наливать посетителям бесплатно. В то время рюмки были достаточно вместительные, и многие посетители после «халявы» не делали заказы, а покидали злачные заведения и перебирались в соседние... Трактирщики терпели большие убытки. Обратились к стекольщикам с просьбой сделать рюмку «муха» вместимостью не больше столовой ложки. Заказ был быстро исполнен и всё вернулось на места свои, а выражение закрепилось в народе.
Как мастера добивались цветного стекла? Синяя окраска получается при добавлении кобальта, фиолетовая — марганца. Красно-малиновый (золотой рубин) — получается при добавлении в хрусталь коллоидного раствора золота («царская водка»). Оттенки зелёного и жёлтого цветов — при добавлении в хрусталь оксида урана (!).
1958 год стал последним годом варки уранового стекла — во всем мире вводится запрет на свободную добычу радиоактивных элементов, и с тех пор уран, как краситель стекла, достать невозможно. Чтобы получить янтарную окраску, подмешивали антимонию (это латинское имя сурьмы), перед этим её долго разводили. Отсюда пошло выражение «разводить антимонию», то есть вести пустые, нудные разговоры, заниматься чем-то ненужным.
Мы узнали о видах огранки, выдувания, о моде на столовые приборы, посуду, рассмотрели витрину с флаконами родом из СССР, вспомнили свой хрусталь в сервантах. Было очень и очень интересно. Если задумались о внутреннем туризме, то Гусь-Хрустальный — отличное место!
Подготовлено Людмилой Монаховой.