​Детский сад: всё по-взрослому

августа 10 / 2017
​Детский сад: всё по-взрослому

Юлия Абрамова — выксунка, живущая в Австрии, и ставшая уже, по сути, нашим международным обозревателем (за что ей огромное спасибо!), сравнила наши и австрийские дошкольные учреждения

Устроить ребенка в детский сад нередко становится проблемой: и когда мест в детсадах не хватает, и когда их излишек. Ведь именно в детском саду интересы частные, семейные и индивидуальные, впервые системно взаимодействуют с интересами общественными. Потому это дилемма не только о близости к дому в противовес свежеотремонтированному зданию, или большой площадки как альтернативы походам на экскурсии. Это во многом выбор модели жизненного устройства, которая станет частью мировоззрения ребенка.

Летний пикник — возможность для родителей познакомиться друг другом в неформальной обстановке и поиграть как дети


Каждый ребенок в Австрии имеет право на посещение детского сада. Дошкольники же обязаны посещать садик хотя бы полдня. Оплата за детский сад варьируется от 310 евро в месяц в государственном детсаде, до в среднем 500 в частном, самый дорогой частный детсад стоит порядка 1000 евро. Есть различные скидки и субсидии, до определенного дохода (меньше 900 евро в месяц) не платят вообще, а дети с пропиской в Вене, например, с 2009 года платят только 65 евро в месяц за еду и дополнительные мероприятия.

Большое окно между гардеробом и игровой комнатой дает ребенку время морально подготовиться к расставанию с родителем


Через это же окно родители новичков следят за их привыканием


Изначальный выбор прост — надо зайти на специальный сайт, на котором зарегистрированы все свободные места. Выбор большой: сады частные и государственные, детские группы родительского самоуправления и так называемые «дневные родители» — сертифицированные педагоги, присматривающие за тремя-шестью детьми в своем доме — напоминает выксунские «семейные» детсады. Выбрав приглянувшиеся заведения нужно договориться с руководством о встрече и осмотреть все заинтересовавшие места, лучше всего сразу с ребенком, мнение детей здесь принято учитывать.

Подробная информация о питании, нормативные документы, недельное меню с обозначением всех аллергенов и отметками о происхождении продуктов (экологически чистые, региональные)



За редким исключением еду в садике не готовят, а лишь разогревают и раскладывают на кухне. Стол с фруктами и водой стоит в игровой весь день

Муниципальные садики формально более других похожи на те, что я знаю с моего «советского» детства. Именно поэтому мы их для сына даже не рассматривали. Как оказалось — зря! Их устройство, методы работы, атмосфера оказались бесконечно далеки и от воспоминаний моего детства и от конкурирующих институций, С устройством которых нам пришлось познакомиться в процессе поиска «того самого» садика для нашего сына. Именно про эти мелкие, но значимые отличия я и хочу рассказать.

Названия и прозвища

Муниципальный садик именуется по адресу, а не по номеру или искусственному обозначению типа выксунских «Золотой рыбки», «Ласточки» или «Журавушки». Например «Детсад Ландштрассе 92». Частные же садики все имеют названия, сразу же выдающие их устройство. Например, «Детсад Святого Николая» или «Детсад Сестер Божественного Спасителя» — это католические садики на базе соответствующих храмов. Католическая церковь имеет давнюю образовательную традицию (и соответствующие помещения), но при этом принимает детей как всех вероисповеданий, так и не имеющих таковых. Остальные конфессии пытаются составить католикам конкуренцию, но не всем удается выдержать необходимую дистанцию и не ударится в прозелитизм (стремление обратить других в свою веру), что закономерно ведет к конфликтам.

«Мультика» или «Умка» — названия садиков русскоговорящей диаспоры. Дети там едят кашу на завтрак и спят в «тихий час», что кажется важно родителям, но часто их выпускники, как и дети из других диаспорных садов, имеют проблемы с немецким языком и культурной интеграцией. В названиях маленьких групп типа «Веселыши», «Гномики», «Звездочки» слышны отголоски привычного покровительственного умиления взрослых. В заведениях, где есть названия садика, есть и название групп: «Зайчики», «Мышки», «Тигрята», а также там же имеются знакомые многим российским и советским детям картинки на шкафчиках.

В муниципальных садиках шкафчики помечены именем и фотографией ребенка. Да, их приходиться регулярно менять, но зато дети знают, что обладают собственной ценностью, а не престижной картинкой. Не хочу драматизировать, но «крутой» или же наоборот - «дурацкий» рисунок грибка либо вишенки накладывает определенный отпечаток и на настроение и самосознание ребенка.

Шкафчик, персональный ящик для поделок, папка с рисунками помечены фотографией и именем ребенка


Разновозрастность

До двух лет дети находятся в ясельной группе, а дальше их, по мере готовности, переводят в общую. Руководство дошкольного учреждения следит за тем, чтобы состав групп оставался разновозрастным. Отказ от возрастной иерархии очень позитивное явление. Тут нет места аргументам типа «ну ты же старший, помоги» или «ты ещё маленький, тебе нельзя». Возможности и способности у детей проявляются в индивидуальном темпе, и разновозрастные группы, где дети выбирают товарищей для игр по интересам, способствуют раскрытию их потенциала детей, тогда, когда они готовы к этому. Педагоги в этой системе тоже «на равных» — дети зовут их по имени и обращаются на «ты». Такое отношение с педагогами сохраняется до старших классов школы, где на «Вы» переходят и дети, и преподаватели.

Для колясок и скутеров на территории сада имеются павильоны, велосипеды же придется оставить на общей стоянке перед садиком

Социализация

Садик готовит детей к жизни в обществе, и дети учатся быть активными и ответственными гражданами, в меру сил, конечно. Пожарные, полиция, скорая помощь ежегодно проводят обучающие мероприятия в садике и приглашают детей к себе. Эти встречи всегда и познавательны (в каких случаях клеить пластырь, когда нажимать тревожную кнопку в метро), и эмоциональны («Я сам включал полицейскую сирену!»).

Что мне особенно кажется ценным, так это то, что детей не приучают к повиновению. В аргументации педагогов часто используется слово «fair», означающее сразу «справедливо, честно, порядочно, корректно, правильно». «Ты поиграл с кубиками, будет справедливо, если ты же их и уберешь» — указание в такой форме развивает уважение и к другим, и к себе.

Во многих детсадах дети с особенностями развития и нетяжелыми инвалидностями

находятся вместе с остальными. И если их проблема не ярко выражена, например, синдром дефицита внимания, то родители остальных детей даже не знают, кто в группе

«особенный». Разумеется, в таких группах у педагогов имеется дополнительная квалификация. От ситуации выигрывают все. Дети с особенностями учатся жить в обычной среде, а другие — принимать и понимать потребности непохожих на них людей без навешивания социальных ярлыков. Например, в группе моего сына есть слепой мальчик, чтобы понять его лучше, остальные дети делали упражнения с повязками на глазах, ходили с тростью. Пытаясь понять другого, каждый человек лучше понимает себя.

Вход за территорию садика обычно защищен обычным или электронным замком


Отношения с родителями

Педагоги и руководство не устают доказывать, что они ценят доверие родителей и всячески стараются сделать свою работу открытой. Родители информируются о меню и культурных мероприятиях, о биографиях всего персонала и содержании учебных программ. Более того, родители могут на все эти аспекты влиять через родительский совет. Регулярно проводятся общие собрания и персональные консультации. Если возникает какая-либо, даже надуманная проблема, её решение доводится до конца, если требуется, то и с привлечением штатных и приглашенных специалистов, в первую очередь психологов и дефектологов. Ну и, конечно, общие праздники. Четыре раза в год садик проводит совместные мероприятия для семей — летний пикник, осенний праздник огней, рождественская и пасхальные мастерские.

Информация о всех педагогах и вспомогательном персонале


Свобода

Спать в садике или не спать, есть сейчас, попозже, или не есть нелюбимый суп вовсе, участвовать в театральной постановке или нет, играть в своей группе или уйти с книжкой в соседнюю — всегда, где детям по силам принять решение, им дается выбор.

Садик — одно из редких мест, где нельзя встретить человека с телефоном в руках


Несомненно, каждый родитель в первую очередь беспокоится о здоровье, безопасности и развитии своего ребенка. Но не менее важно и то, что ребенок усвоит в садике нерефлексируемо, «нахватается» — научится сразу «давать сдачи» или договариваться, быть как все или быть собой, делать выбор либо плыть по течению, значимость этих навыков и установок для жизни всего общества трудно переоценить.

Юлия Абрамова, Вена, август 2017

Фото Юлия Абрамова и Давид Штамер

  • ​Детский сад: всё по-взрослому
  • ​Детский сад: всё по-взрослому
  • ​Детский сад: всё по-взрослому
  • ​Детский сад: всё по-взрослому
  • ​Детский сад: всё по-взрослому
  • ​Детский сад: всё по-взрослому
  • ​Детский сад: всё по-взрослому
  • ​Детский сад: всё по-взрослому
  • ​Детский сад: всё по-взрослому
  • ​Детский сад: всё по-взрослому
  • ​Детский сад: всё по-взрослому
Категория : Мир
    Ничего не найдено.

Ваш email адрес не будет опубликован! *