Наталья Илюшкова: Идея любви к Родине должна быть
БУДЬ В КУРСЕ: Илюшкова Наталья Федоровна. Родилась 7 мая 1959 года, в г. Выкса в семье молодых специалистов, приехавших на завод ДРО по направлению. Образование высшее педагогическое. Замужем, есть дочь. С 2010 года руководит Управлением образования городского округа г. Выкса. Жизненное кредо: «Сердце отдаю детям» (по В.А. Сухомлинскому).
- Наталья Федоровна, что нового несет наступивший учебный год?
- Каких-то кардинальных изменений год не несет. Работаем в рамках нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Деятельность систем образования стала еще более прозрачной, возросла ответственность всех участников воспитательного процесса, - педагогов, родителей, детей.
- В Выксе активно решается проблема доступности дошкольных учреждений: новые детсады, в том числе семейные, электронная очередь… Стоит ли такая проблема перед школами?
- Всплеск рождаемости, обусловленный введением «материнского капитала», привел к тому, что количество детей в школах увеличилось. Это, безусловно, позитивный факт. Единственное, что огорчает – в школах становится тесно. Особенно беспокоит школа п. Виля. Поселок становится все более густонаселенным, и целый ряд факторов говорит о необходимости открытия там новой школы. Вопрос уже поставлен перед Правительством Нижегородской области. Кроме того, планируется расширение школ № 9 и 10.
- Как получилось, что Вы связали жизнь с образованием?
- Еще в 5 классе решила – буду учителем. Не могла только определиться на тот момент – истории или иностранного языка? В итоге стала учителем математики. Училась в школе № 8, учителя в школе были замечательные, низкий им поклон за воспитание и любовь к образованию, которую они привили. Трудовой путь начала в 1978 году, вожатой в школе № 11, затем зам. директора по воспитательной работе. Очень нравилось работать с детьми, вдохновлять их своими идеями, видеть, что им интересно и комфортно с нами. Многие выпускники стали впоследствии друзьями, помощниками. С 1988 года перешла на работу в Управление образования, работала методистом, затем заведующим информационно-диагностического кабинета. Вся моя жизнь связана с образованием.
- Вас не смущает, что образование - одна из наиболее подверженных критике сфер деятельности? Тот же ЕГЭ?
- Нет. Конструктивная критика – стимул к развитию. Если она имеет под собой основу. В ЕГЭ, например, много положительных моментов. Сегодня, благодаря ЕГЭ, дети сдают все до 17 июня. Выбор есть: два, три, пять предметов… Дальше остается только направить документы в ВУЗ и ждать. Сколько времени освобождается! ЕГЭ сдается по системе тестов. Так принято в мире, в развитых странах. Это шаг к тому, чтобы российский аттестат об окончании школы стали признавать за рубежом. До сих пор этого не было.
- Ну а так называемые «школьные поборы», на которые грешат родители?
- Есть объективно обоснованные предложения, такие, как оплата охраны, например. А бывают ничем не подкрепленные требования. Так вот, во избежание второго варианта, система должна быть не только максимально открытой. Нужно, чтобы в школе работали общественные советы. Чтобы они оценивали целесообразность привлечения средств родителей на те, или иные нужды, расставляли приоритеты их расходования. Для этого родители должны сами принимать активное участие в деятельности таких объединений, интересоваться – чем живет ребенок, его школа, какая там ситуация, что не хватает для полноценного развития? Школьный коллектив должен быть триединым: дети, родители и учителя.
- Как повышение уровня заработной платы педагогам отразилось на ситуации с дефицитом молодых специалистов?
- Ситуация несколько улучшилась, но далека от желаемой. Дело в том, что вместе с повышением зарплаты прекратила действие Программа поддержки молодых специалистов. Ведь обеспечение жильем, на мой взгляд, являлось более действенным стимулом для их притока в сферу образования, и мы это почувствовали.
- Нужно ли сейчас, на Ваш взгляд, создавать в школе некие альтернативы пионерской организации?
- Сложно сказать о необходимости создания организации, как таковой, но идея любви к Родине должна быть. А вот как она будет внедряться, какими инструментами – это уже дело каждой воспитательной системы, а школа есть воспитательная система. Как говорил Януш Корчак: «Мы не даем вам Родины, ибо ее вы должны обрести трудом своего сердца и ума…» Ведь нельзя воспитать поколение в праздности! Кто тогда будет его обеспечивать, работать на благо общества и страны? Патриотическая идея должна быть одной из составляющих образования! Я думаю, должны здесь сплотиться все силы: воспитательная система в школе, учебные программы, церковь с ее положительным многовековым опытом.
- Что считаете основными достижениями в жизни, в работе?
- Никогда не задумывалась… Во-первых, семья. Всегда хорошо, когда у тебя есть крепкая семья, твой надежный тыл. Во-вторых, радует успешная реализация некоторых идей. Как, например, единый выпускной бал для всех выксунских школ, который, надеюсь, отныне станет нашей доброй традицией.
– Чем предпочитаете заниматься в свободное время? Чем увлекаетесь?
- Мы много путешествуем всей семьей по России. Любимый вид путешествия – теплоход. Очень люблю среднюю полосу России, да вообще люблю Россию! Была бы возможность – исколесила бы всю страну! Недавно были в Константинове, на родине Есенина. Такой вид – окские дали, красота неимоверная! Чувствуется есенинская мощь! И как не любить нам эту красоту?
- А дома?
- Дома же предпочитаю спокойный отдых – в кругу семьи, друзей. Много читаю, это у нас семейное. Я росла в интеллигентной семье и в нашем окружении, в нашем доме, книги были в порядке вещей. Также увлекаюсь вышиванием. Это занятие не только успокаивает нервы, но и дает хороший разбег мысли! Начинаю вышивать и полностью абстрагируюсь от окружающего, сосредотачиваюсь на своих размышлениях.
- Спасибо, Наталья Федоровна, за интересный и откровенный разговор. Удачи Вам и Вашим коллегам в новом учебном году!
- Всего вам доброго! До свидания!
Фото: Марина Ананьева
От редакции: интервью взято в августе 2014 года, размещено в сентябрьском номере журнала "Будь в курсе" 2014г.